• Логин:
  • Пароль:

Тест дом дерево человек цель - Тест ДДЧ (дом, дерево, человек)

Психологический тест: Дом-Дерево-Человек

Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста ДДЧ. Проективные особенности этого теста обусловлены неопределенностью предъявляемого стимула. Поэтому эмоциональная реакция ребенка во время или в беседе после рисования чаще всего представляет личностно значимую реакцию на отношение, желание, чувство или объект, прямо или символично присутствующие в рисунке.

Считается, что рисунок дома, дерева, человека — это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для.

Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима. Для анализа рисунков используются аспекты оценки — детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной ситуации.

Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость двумя способами: Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным.

Например, отсутствие таких основных деталей рисунка человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание. В проведенном исследовании необходимо обратить внимание на то, что дети, страдающие ювенильным ревматоидным артритом, чаще рисовали детей с руками, спрятанными за спину, а также без ног, или с каким-либо образом выделенными руками или ногами.

Это указывает на переживания детей в связи с болезненностью суставов, часто их деформацией.

Тест Дом-Дерево-Человек: методика и расшифровка

Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева, человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги, или как отношение одной части целого рисунка к.

Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении или желание аустически выйти из ситуации. Считается, что перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю взгляд сверху или снизувзаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Например, человек, нарисованный в движении бегущий, танцующий, играющий чаще всего показывает активное творческое отношение ребенка к своей жизни. Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели были сгруппированы в следующие симптомокомпоненты:.

Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится ноль во всех случаях. Присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности.

При наличии большинства признаков ставится 1 или 3 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунка теста. Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.

Интерпретировать рисунки дома, дерева и человека можно только тогда, когда ребенок их нарисовал в стандартной тестовой ситуации. Конечно, можно психологически информативно анализировать и другую изобразительную деятельность ребенка, но в этих случаях используются несколько другие методы интерпретации. Например, если ребенок во время теста рисует только дом, или дом в каком-нибудь пейзаже, то понятно, что оценка расположения дома на листе, его величина, перспектива и дополнительные детали будут существенно различаться.

При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности. Иногда возникшие гипотезы интерпретации можно проверять в беседе с ребенком. Подростку очень интересно и самому узнать, что о нем говорят его рисунки. Психолог должен строить беседу так, чтобы какая-либо характеристика не стала суггестивным штампом, могущим негативно влиять на формирование дальнейшего характера подростка.

Избегая явной оценки выявленных психологических особенностей, можно наметить возможные пути самовоспитания ребенка. На этом последнем этапе особенно ярко выступают элементы психологической коррекции. Тест ДДЧ особенно целесообразно применять в начале психологической консультации потому, что он может показать, какова основная проблема консультируемого ребенка: Если ребенок рисует заметно хуже, чем большинство его сверстников, если на рисунках плохая перспектива и неадекватные пропорции, не присутствуют основные детали рисуемых объектов, если качество плохое во всех трех рисунках, тогда можно думать о возможном отставании умственного развития.

В таком случае, дальнейшие исследования следует направить на выявление интеллектуальных особенностей ребенка. Если среди рисунков только один выделяется плохим качеством, можно полагать, что он вызывает наиболее яркую эмоциональную реакцию рисующего.

Когда по рисункам выявляется большая выраженность нескольких симптомокомплексов, можно предположить, что для данного ребенка важно разрешение эмоциональных проблем.

Конечно, часто бывает, что у ребенка личностные и эмоциональные проблемы могут возникнуть вследствие невозможности соответствовать нужному интеллектуальному уровню. Это тоже обычно проецируется в рисунках. Рисунки теста ДДЧ могут показывать органическую дисфункцию ЦНС. Существует пять показателей органического поражения ЦНС:. Присутствие более трех признаков в рисунках дает основание предполагать, что у рисовавшего ребенка органическое поражение ЦНС.

Эта проблема важна при психологической диагностике неуспевающих младших школьников. Но нужно иметь в виду, что наличие органической дисфункции ЦНС еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка.

Часто это может проявляться как локальное затруднение в определенных сферах интеллектуальной деятельности или на определенных ее этапах. Такие дети, например, могут скорее уставать, быть менее внимательными. Эти особенности требуют особого внимания в организации учебного процесса в школе и дома.

Корни тонкие, слабый контакт с землей слабый контакт с реальностью. Широкие руки размах интенсивное стремление к действию. Много второстепенных деталей 6. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к дан- ному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Стирание без попыток перерисовки и исправления может означать внутреннюю тревогу, конфликт субъекта с собственно этой деталью или с тем, что она символизирует. Слова "дом", "дерево", "человек" знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания ис- пытуемый должен проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Субъект испытывает трудности при столкновении с символом мужского пола.

Иногда встречаются дети со слабо выраженными формами дисграфии или дислексии, которым трудно научиться читать или писать, но некоторые легко преодолевают эти трудности, когда их обучают с помощью специальных адекватных методов. Главная Биографии психологов Античные философы Иностранные психологи Отечественные психологи Статьи О психологии Профессия психолога Психология в жизни Психология в педагогике Публицистика Тесты и методики Педагогическая деятельность Проективные методики Профориентационные методики Семейная психология Темперамент и характер Трудные жизненные ситуации Эмоциональное состояние.

Рисунок в самом центре листа 2. Рисунок в верхнем углу листа 3. Дом, дерево - с самого края 4. Рисунок внизу листа 5. Много второстепенных деталей 6. Дерево на горе 7. Очень подчеркнутые корни 8. Непропорционально длинные руки 9.

Широко расставленные ноги Выделение отдельных деталей 3. Линия с сильным нажимом 6. Мертвое дерево, больной человек 8. Подчеркнутая линия основания 9. Толстая линия фундамента дома Интенсивно затушеванные волосы Очень слабая линия рисунка 2.

Дом с края листа 3. Слабая линия ствола 4. Очень маленькая дверь 6. Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой 7. Рисунок очень маленький 2. Отсутствуют руки, ноги 3. Руки за спиной 4. Непропорционально короткие руки 5. Непропорционально узкие плечи 6. Непропорционально большая система веток 7.

Непропорционально крупные двумерные листья 8. Дерево, умершее от гниения 9. Дверь — замочная скважина 3. Очень большое дерево 4. Дерево с края листа 5. Обратный профиль дерева, человека 6. Ветки двух измерений, как пальцы 7. Глаза — пустые глазницы 8. Длинные острые пальцы 9. Оскал, видны зубы Агрессивная позиция человека Перспектива снизу, взгляд червя 3. Отказ рисовать какой-нибудь объект 5. Дерево как два дерева 6.

Тест "Дом. Дерево. Человек" (ДДЧ) | Методика

Явное несоответствие качества одного рисунка из рисунков 7. Противоречивость рисунка и высказывания 8. Отсутствие трубы на крыше Очень маленькая дверь 3. Окна — отверстия без рам 5.